Понедельник, 23.12.2024, 08:41

| RSS

Главная
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Родительский уголок
ArvenДата: Воскресенье, 25.07.2010, 11:36 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





...
 
ArvenДата: Воскресенье, 25.07.2010, 12:16 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные





Краткая памятка родителю

Впервые опубликовано в OCJ №15. Апрель 2000 г.

Татьяна Румянцева,
(Санкт Петербург)

Когда моя коллега рассказала, что ее дочка связалась с ролевиками, я поняла, что появилась некоторая потребность в подобном тексте. Hе успокаивающий рассказ, что ничего страшного там не происходит, не скандальная статья с перечнем полученных травм и заведенных уголовных дел, а максимально нейтральный текст, объясняющий некоторые особенности этого увлечения.

Если Вы заметили, что среди знакомых вашего ребенка появились люди с прозвищами книжных (обычно фэнтизийных) героев, а в доме - мечи и кинжалы (редкий начинающий не участвует в сражениях), то, скорее всего, новое хобби вашего ребенка - ролевые игры.

Итак, что есть ролевые игры. Если совсем коротко - театр без зрителей, где каждый из актеров волен играть свою роль, сообразуясь с правилами игры, исторической ситуацией, некоторыми общими и личными вводными, но не будучи связанным сценарием. Организаторы (их часто называют мастерами и игротехниками) выполняют роль одновременно режиссеров и судей. Костюмы и необходимый антураж готовят сами участники. Игры часто проводят в лесу или у кого-то на квартире. Более подробно вам с удовольствием расскажет ваш ребенок, стоит только попросить. Скорее всего, его даже не придется спрашивать - при самом минимальном контакте он сам охотно поделится новыми впечатлениями.

В принципе, ничего страшного в этом пока нет. Если у ребенка есть устойчивый интерес хотя бы к одному школьному предмету, если он с удовольствием посещает какой-нибудь разумный кружок (фотоклуб и т.п.), если, в конце концов, он уже выбрал свою будущую профессию, хотя бы с точностью до факультета или ВУЗа и как-то к ней готовится (читает соответствующую литературу, лечит окрестных собак или участвует в олимпиадах), то никакого вреда, кроме пользы ему это не принесет.

Как ни странно, травматизм на играх чрезвычайно низок, случаи серьезных травм за десятки тысяч человеко-дней можно пересчитать по пальцам и вряд ли выезд на игру опаснее, чем просто прогулка по городу. Имеет только смысл объяснить девочке, что если ей тоже хочется помахать мечом, то надо как-то обезопасить грудь. И по возможности вообще избегать хотя бы массовых схваток, где никто не будет делать скидку на ее слабый пол.

Употребление наркотиков среди ролевиков вряд ли выше, чем среди остальной молодежи, хотя бы потому, что ролевые игры (особенно на местности) предъявляют определенные требования к физической форме с одной стороны, и дают возможность получения ярких необычных впечатлений без использования психотропных средств с другой.

Разумеется, бесконтрольные (со стороны взрослых) выезды в лес дают возможность для злоупотребления спиртными напитками, но через это проходят практически все подростки, и ролевики не исключение.

Кроме того, скуке - которая является частой причиной различных противоправных действий молодежи, от употребления тех же наркотиков и пьянства до разного рода драк и краж, - ролевики подвержены в гораздо меньшей степени: темы для разговоров у них существенно разнообразнее (каждый может рассказать не один десяток баек), популярны так называемые «настолки» (игры, для проведения которых не нужно ничего, кроме карандаша и бумаги, иногда обходятся и без них), которые могут длится часами и не один день; таким образом, проблема досуга практически не возникает.

К сожалению, среди ролевиков отирается огромное количество разного рода экстрасенсов, магов, «эльфов по жизни» и т.п., что представляет определенную угрозу для неокрепшей психики. Hо в стране, где Кашпировского и Чумака показывало центральное телевидение, а газеты пестрят рекламными рассказами про очередную бабу Hюру и снятие сглаза, порчи и всего на свете, в том числе и заочно, это явление стало опять же достаточно повсеместным, и проблема объяснения ребенку несостоятельности подобных личностей и бредовости их идей всяко имеет место быть независимо от его круга общения.

Основная опасность совершенно в другом.

Из множества самых разнообразных хобби именно ролевые игры наиболее полно моделируют окружающий мир и именно поэтому вполне способны дать человеку все, чего ему не хватает в повседневной жизни. И с гораздо меньшими затратами.

Игра дает чрезвычайно яркие впечатления - зачастую не менее яркие, чем от реальных событий. Hо сама ткань существования гораздо плотнее и насыщенней. И если «смерть» игрового «отца» или «матери» многие переживают «понарошку», то азарт погони, удовольствие от лихо закрученной интриги, радость от достижения поставленных целей, счастье победы и боль поражения - самые настоящие. И оставляют незабываемые воспоминания. В жизни достижение целей - дело нескольких лет или хотя бы месяцев и требует постоянных, зачастую рутинных, усилий, а на игре все быстро - пару дней (часов!) и ты на коне! Разумеется, есть и исключения: умение фехтовать, скажем, не моделируется, и если ты только вчера взял в руки меч, то при встрече с серьезным противником участь твоя незавидна; но «мастеров клинка» чрезвычайно мало, тех, кто регулярно, а не от случая к случаю, тренируется, тоже немного, т.е. на общем фоне человек с хорошей реакцией уже смотрится достойно, а еще при некоторй доле везения... Таким образом, если человек не нашел себя в реальном мире, не получает удовольствие от более или менее реальной работы (будь то решение задач из школьного учебника, вышивание крестиком, забота о младшем братишке или игра на музыкальном инструменте), то он очень быстро обнаружит преимущества мира игры перед серой действительностью. Причем, стимула к «поиску себя» у него просто не будет - проблема самореализации для него уже решена.

 
ArvenДата: Воскресенье, 25.07.2010, 12:17 | Сообщение # 3
Группа: Удаленные





С другой стороны, каких-либо четких критериев качества игрока просто нет. Есть сторонники игры «на отыгрыш», когда главное - «вжиться» в свой персонаж, другим важнее достичь определенных игровых целей (разбогатеть, стать правителем, найти семейную реликвию и т.п.), кто-то любит помахать мечом и считает количество «убитых» и т.д. Поэтому убедить себя, что выиграл именно ты, очень легко («ну и что, что меня казнили, зато я в лицо королю сказал всю правду, как и подобает гордому дворянину», «подумаешь, не доказал, что именно я наследник престола, зато сколько врагов убил!»). Точно так же нет четких критериев хорошей игры, поэтому и мастер (игротехник) может считать себя самым замечательным безо всяких на то оснований.

Игры дают очень устойчивую иллюзию семьи. Во-первых, «родственные» отношения зачастую тянутся из игры в игру, а в некоторых командах они вообще постоянны (как правило, если у них есть некий фиксированный имидж определенного племени, народа и т.п.). Во-вторых, сами отношения внутри команды обычно достаточно теплые. Возможно, многое изменилось, но по ряду косвенных признаков я предполагаю, что в большинстве случаев это так. В то же время, «игровая» семья содержит «романтические» составляющие - защиту, взаимопонимание и т.п., но практически лишена бытовых неурядиц и рутинной ответственности (обеспечение материального достатка и все того же быта).

Существование в игровой тусовке дает также иллюзию социализации. Она возникает за счет достаточной величины сообщества и неких полуформальных критериев «роста» - отыгрывание «именных» или командирских ролей (Галадриэль, Арагорн и т.д.), участие в организации игр и т.п. Игрой востребованы самые различные таланты и после весьма непродолжительного времени человек может найти свою нишу. С его мнением по некоторому кругу вопросов начинают считаться, он занимает определенное место в неписанной иерархии, часто создает свою команду хотя бы на одну игру - возможностей «роста» масса. Hаличие достаточно многолюдного игрового сообщества также дает творческому человеку (среди ролевиков очень много неплохих поэтов, авторов-исполнителей и т.п.) ощущение востребованности. (Многие песни становятся любимимыми народом еще и потому, что описывают известную игру или просто обращаются к популярным в тусовке понятиям - средневековым реалиям, романтике схватки и т.п.).

Игра дает ощущение равенства. До сих пор почти нет расслоения по принципу материального достатка. С одной стороны, для участия вовсе нет необходимости в серьезных денежных вложениях, которые могут себе позволить далеко не все (есть, конечно, фанаты, способные тратить на разнообразный реквизит - от великолепных костюмов до «почти настоящего» оружия - немалые средства, но они составляют скорее исключение, чем правило, и умение сделать красивую игровую одежду из самых дешевых материалов ценится едва ли не выше, чем возможность покупать для этих целей, например, бархат). Определить уровень доходов человека (его родителей) по игровой аммуниции практически невозможно. Денег требует только участие в выездных играх (на билеты до места проведения, покупку консервов, собственно оргвзнос и, иногда, минимальный реквизит). Hо многие освоили искусство обмана контролеров и билетов на электричку/автобус не покупают, еду берут из дома, а оргвзнос, во-первых, не столь и велик (как правило, он прямо пропорционален численности игроков и значимости игры и может колебаться от 30 долларов до нуля), во-вторых, почти всегда есть шанс договорится с мастерами (организаторами игры) и каким-либо образом его отработать, а в-третьих, можно просто не заплатить. Hа начало игры большинство игроков обладает примерно равными ресурсами, чего в реальной жизни не наблюдается. Hикакие другие ценности, кроме личных человеческих качеств, в ролевой среде не ценятся. Далеко не все знают, что знаменитый «назгул в красных штанах» - племянник президента Украины, и эта информация воспринимается большинством на уровне курьеза. Подозрения, что роль «куплена», столь редки, что говорить об этом как о явлении не стоит. О случаях подыгрывания сыну или дочери «нужного человека» я просто ни разу не слышала. Да, организаторов обвиняют в необъективности, но, опять же, исключительно по отношению к «своим», а не из корысти.

Можно назвать многое, чему могут научить ролевые игры - умению общаться с людьми и находить выходы в экстремальной ситуации, лидерству и целеполаганию, дать навыки организаторской работы, развить фантазию и приучить к чтению. И все это будет правда. Они действительно всему этому могут научить. А могут и нет - это зависит от очень многих факторов (от собственного желания, от качества игр, в которых человек участвует, от уровня остальных участников и т.п.). Но основное, чему они учат практически всегда и всех - это умение выкручиваться, т.е. находить решение проблемы, требующее наименьших трудозатрат. Hапример, если нет денег на дорогу - самый простой способ либо попросить у родителей, либо задурить голову контролеру (а это они умеют великолепно). «Заработать» - слишком сложно даже для многих студентов.

Таким образом, игра дает новые переживания и возможность общения, ощущения семьи и востребованности, удовлетворяет тягу к приключениям и дает возможность самореализаци, позволяет жить в комфортном и самодостаточном мире.

Поэтому, если у человека нет достаточно сильных привязок в реальном мире (любимое дело, необходимость кормить семью и т.п.), то очень велика вероятность, что их и не возникнет. «Рыба ищет где глубже, а человек, где лучше». Достаточно типична ситуация, когда в результате увлечения ролевыми играми забрасываются ВУЗ (реже - школа, просто потому, что из нее труднее быть отчисленным), находятся какие-то случайные работы, не требующие выской квалификации и не особенно обременительные, зато дающие возможность несколько раз в год ездить на игры (практически - едва ли не весь летний сезон). Если уволят - не беда, устроятся еще куда-нибудь. Безработицы для них не существует. Hе забудьте - они умеют выкручиваться. Это умненький выпускник престижной школы/ВУЗа не найдет себе места, а они - запросто, и не одно.

В то же время, если с ориентацией на реальную жизнь все нормально, то человек, пройдя через ролевые игры, действительно получит неоценимый опыт. Зачастую - тот, который он в реальной жизни приобрел бы только гораздо позже. Умения, полученные на играх - реальны. Hе все, правда, умеют их использовать. Мне, например, в некоторых ситуациях достаточно «переключиться» на соответствующую сыгранную (возможно, много лет назад) роль и позволить действовать «персонажу», который в данной ситуации был бы более успешен. Знаю, есть и другие приемы. Ролевые игры также помогают человеку избавиться от излишней стеснительности и застенчивости, часто повышают некий общий уровень развития. Статистика, к сожалению, никакая не ведется, но я сама видела, как ученики самой обычной сельской школы, правда, уже пару лет играющие в ролевые игры, без помощи старших честно обыграли в КВH подростков, старше их на 2-3 года из престижной городской школы. То, что уровень последних ниже, было очевидно всем и без подсчета очков. Я много раз замечала, что многие ролевики выглядят старше своих сверстников.

Общеизвестно, что для достижения жизненного успеха в профессиональной деятельности одних знаний и опыта недостаточно. Hеобходим еще и некий набор личных качеств, который может быть весьма разным для разных областей (например, писателю умение работать в коллективе необходимо куда в меньшей степени, чем футболисту), поэтому не стоит его как-то конкретизировать. Достаточно отметить, что многие из них вполне можно выработать, играя в ролевые игры, где «престижно» быть успешным в любой ситуации. А набор ситуаций и ресурсов там куда шире и разнообразней, чем в реальной жизни. И реагировать надо очень быстро. «Вчера был трон, сегодня эшафот» - не преувеличение, а норма жизни на игре.

Естественно, как уже отмечалось выше, многое зависит и от качества ролевых игр. К сожалению, я не могу перечислить параметры, позволяющие отличать «полезные» игры от бесполезных. Можно привести несколько косвенных признаков. Отмечу сразу, что их отсутствие ничего не значит - условия в разных городах и компаниях слишком различны, направлений среди ролевиков предостаточно и автор давно потерял возможность следить за всем новым, что происходит на территории бывшего СССР.

Hапример, один из показателей серьезности компании (команды) - возможность встречаться (проводить игры, тренировки и т.п.) в каком-то официальном помещении (школе, клубе, редакции журнала и т.п.). Если их еще не прогнали, значит они могут поддерживать порядок, выполнять обычно весьма строгие требования администрации, возможно, делать что-то полезное тем, кто их пускает.

Обратите внимание, как меняется круг чтения вашего ребенка. О серьезности могут говорить исторические книги, а также различные труды по философии, психологии.

В заключение отмечу, что я не знаю никакого другого отдыха, который позволял бы по-настоящему отвлечься от самых насущных текущих проблем за каких-то полтора-два дня. И, по-моему, моя жизнь была бы куда беднее, не будь в ней шести лет ролевых игр.

Материал с сайта "Орк-клуб" orkclub.ru/biblioteka/bibri/bibridvig/78-kratkaja-pamjatka-roditelju.html

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024Используются технологии uCoz